Для обустройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную территорию на мысе между Невой и Безымянным Ериком (ныне – Фонтанкой), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) – небольшой домик с хозяйственным двором и садом. По личному указанию царя была сделана запруда на Безымянном Ерике, прорыта пристань Летнего сада, начаты работы по созданию фонтанной системы. С 1710 года в русском зодчестве преобладает каменное строительство: по указанию Петра возвели каменное строение по проекту Трезини и завершили к 1713 году. Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. По углам крыши – водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа. Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым – барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах – мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основной коллизией в жизни России и самого Петра – борьбой со Швецией за выход к морю.
Как и любое жилье, отвечающее вкусам Петра, дворец невелик: двухэтажное здание с высотой комнат 3,3 м и одинаковой планировкой. Первый этаж принадлежал Петру, второй – его жене Екатерине.
Дворец предназначался только для летнего жительства, поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы.
Сохранилось уникальное описание интерьеров Летнего дворца, оставленное неизвестным автором в 1720 году: «дворец, очень красиво убранный различной китайской обивкой. В трех комнатах стояли бархатные кровати с широким позументом, соответствующим всему убранству. Было много зеркал, много украшений, пол мраморный. При комнатах - кухня, стены которой обтянуты обивкой, как интерьеры в других дворцах…»
Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нем проточно-промывной канализации: под фундаментом был проложен тоннель, по которому циркулировала вода.
Летний дворец не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого «начинался город», но и уникальный образец творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности великого царя.
Летний сад – жемчужина в парковом ожерелье Санкт-Петербурга - одно из немногих мест, где до сих пор ощущается дух петровской старины. Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Для украшения им были заказаны в Италии мраморные скульптуры и бюсты. Так сформировалась коллекция скульптуры, имеющая европейское значение. Невская ограда Летнего сада – архитектурный шедевр с мировой известностью. Впечатляющая монументальность удивительно сочетается с легкостью, простотой и изяществом.
Время сильно изменило облик сада, но его первоначальная регулярная планировка полностью дошла до нашего времени. Сад с летним дворцом царя составляют единый музейный комплекс.
Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».
сайт: www.rusmuseum.ru/museum/complex/let_sad/
|